top of page

АВА-терапия по Грегори Хэнли

Методы с доказанной эффективностью , к которым относится АВА-терапия (Прикладной анализ поведения) со временем обрастают новыми исследованиями, а значит претерпевают качественные изменения. В своей работе мы также применяем эти усовершенствования для того, чтобы помогать детям еще быстрее и лучше.


Далее мы приведем перевод статьи Доктора Грегори Хенли о современном подходе к АВА


Проект раннего коррекционного вмешательства для детей с проявлениями аутизма - СпОСОБЕННЫЕ ДЕТИ - реализуется при поддержке Фонда Президентских Грантов, направленных на развитие гражданского общества.


Таков сегодняшний ПАП при старте терапии с аутичным человеком, особенно с тем, кто регулярно проявляет проблемное поведение.

Современный ПАП (прикладной анализ поведения) про постоянное изучение пристрастий аутичного человека, с которым проводится работа, с тем чтобы создать предпочтительные условия для обучения, способствующие развитию навыков, которые могут быть приемлемы как для самого аутичного человека, так и для других людей. Ниже приводится руководство для тех, кто внедряет современный ПАП, но написанное для тех, кому интересно, что включает в себя современный ПАП.

Изучайте, слушая.

Спросите аутичного человека и/или спросите людей, которые знают и любят аутичного человека, о том, что он/она любит и что ненавидит. Обязательно рассмотрите весь спектр: любовь, отвращение и безразличие к деятельности, предметам, мебели, обстоятельствам и особенно к социальным взаимодействиям. Спросите его близкого о том как сам аутичный человек это выражает. Как они обычно общаются? И, особенно, что они пытаются донести своим проблемным поведением? Другими словами, сегодня ПАП начинается с опроса, внимательного сбора информации о человеке с аутизмом от тех людей, которые знают и любят его.

Изучайте, создавая радость.

На основе этого разговора создайте обстановку, в которой аутичный человек будет счастлив, расслаблен и увлечен, в которой он будет чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию. Обогатите это пространство всеми предметами и занятиями, которые они любят. Не скупитесь на вещи - больше значит лучше. Обязательно включите все вещи, которые они потеряли в прошлом, потому что не могли справиться с их изъятием или потому что взаимодействовали с ними уникальным, стигматизирующим или разрушительным образом.

Ни в коем случае не ограничивайте их свободу действий и движений. Держите дверь открытой. Следуйте их примеру, физически и в разговоре. Позвольте аутичному человеку привнести другие материалы в эту обстановку, убрать материалы из этой обстановки, изменить расположение предметов и людей в этой обстановке и, по сути, переделать его своими действиями или словами.

Обязательно создайте четкие сигналы о своем подчинении (т.е. уберите все сигналы доминирования - нависнуть слишком близко или стоять над ними). В это время избегайте любых действий, связанных с перенаправлением, подсказками, обучением, вопросами и расширением языка. Будьте на 100% доступны для аутиста, но не добавляйте свои "две копейки" в ситуацию, если вас об этом не просят. Воздержитесь даже от похвалы, если аутичный человек не инициирует ее, поделившись с вами тем, что он делает или только что сделал, а вы искренне впечатлены. Не контролируйте опыт; участвуйте в нем, не принимая его на себя

Отвечайте на все попытки общения - это произойдет тем быстрее, чем быстрее вы перестанете пытаться руководить ситуацией. Помогайте им, например, не тогда, когда им трудно, а когда они показывают, что хотели бы получить помощь. Будьте искренни в своих попытках помочь, даже если вы не уверены, как это сделать. Не позволяйте игнорировать любое поведение по отношению к вам; реагируйте на их поведение обычными способами, просто не пытайтесь вдохновить их на следующее взаимодействие - позвольте им руководить.

Продолжайте изменять контекст и манеру взаимодействия до тех пор, пока человек с аутизмом не захочет больше находиться где-либо еще. Позвольте им "проголосовать ногами". Помимо того, что это достойно и позволяет избежать досадных физических манипуляций, разрешение покинуть пространство дает хороший сигнал. Уход означает, что чего-то важного не хватает или присутствует что-то неприятное. Продолжайте работать над созданием и совершенствованием обстановки, пока аутичный человек не будет счастлив, расслаблен и вовлечен в процесс в течение длительного времени. Осознайте, что для разных людей с аутизмом счастье, расслабление и участие выглядят по-разному, поэтому важно, чтобы на этом и следующем этапе процесса присутствовал кто-то, кто знает и любит аутиста.

В общем, дайте понять человеку с аутизмом, что вы его знаете, видите, слышите и находитесь рядом с ним. Это первый и решающий шаг в современном ПАП.



Учитесь, расширяя возможности.

После того, как вы убедились, что можете создать безопасный и увлекательный контекст, и вероятность серьезного проблемного поведения в этом контексте равна нулю, настало время расширить возможности аутичного человека и установить доверие между вами. Начните с четкого понимания того, что существующее поведение скоро изменятся, причем в худшую сторону, но проявите понимание и доброту в этот момент. Обычными действиями и словами дайте ему понять, что вы хотите, чтобы он прекратил свои действия, отложил свои материалы, переместился в другое место, подавил любое самостимулирующее поведение и перешел в зону, где начнутся инструкции / ожидания, предназначенные для развития. Убедитесь, что эта зона высоких ожиданий в какой-то степени отделена и заполнена всеми комплексными видами деятельности и ожиданиями, которые, по словам тех, кто знает и любит этого аутичного человека, важны для его/ее развития.

Если аутичный человек проявляет явные признаки утомления, дискомфорта или протеста в форме незначительного или серьезного проблемного поведения при переходе от своего пути к вашему пути, немедленно признайте это и отступите. Позвольте человеку вернуться на свой путь и продолжайте следовать его примеру, пока он не вернется к своей версии счастливого, расслабленного и вовлеченного поведения на короткий период времени.

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не станет очевидно, что человек обрел силу и понимает, что ему не нужно подчиняться против своей воли и не нужно идти на эскалацию, чтобы убежать или избежать того, чего он не хочет, или получить то, что он хочет. Пусть он поймет, что вы видите их, слышите их и понимаете их теперь еще больше, несмотря на иногда недостаточную точность или недостаточную приемлемость их общения. Научите их доверять вам. В этот период будьте ясны, бдительны, быстры и последовательны. В результате такой перезагрузки отношений вы в конце концов восстановите баланс и сможете вновь вернуть их в неоднозначность и трудности присущие жизни без возвращения проблемного поведения.


Изучайте, пока учите.

Путь к радостному образу жизни для семей с аутистами вымощен навыками. Основными из них являются:

  • навыки игры/досуга,

  • общения,

  • терпимости

  • сотрудничества.

Как только они сформированы, пути разветвления бесконечны. Современный процесс ПАП продолжается путем замены проблемного поведения, (выявленного на этапе расширения возможностей человека) на более легкое, которое будет лучше восприниматься другими. Процесс включает постепенное введение неопределенности в отношении того, сработает ли новый навык общения, и увеличение периодов сотрудничества. Темп и цели этого лечебного процесса постоянно определяются обратной связью, предоставляемой самим аутичным человеком, как в плане того, что он говорит, так и в плане того, что он делает. Прошли те времена, когда мы работали над проблемным поведением и негативными эмоциональными реакциями - это индикаторы того, что процесс лечения нуждается в корректировке, и не на собрании команды, а в данный момент.


Процесс терапии - это процесс, в котором отправной точкой является счастливый, расслабленный и вовлеченный аутичный человек. Темы "Я вижу тебя, я слышу тебя, я понимаю тебя, и я здесь для тебя" сохраняются на протяжении всего процесса. 

Стоит повторить, что нет никакой обязанности учить, когда дети расстроены или находятся под каким-либо принуждением. В этом процессе не приветствуются поспешные попытки добиться выполнения требований или оценить состояние развития аутичного ребенка. Прежде всего необходимо установление доверия, вовлеченности, подлинности и самостоятельности.

Затем следует сотрудничество в совместном опыте. Навыки будут приобретаться как во время работы под руководством терапевта, учителя и родителей, так и в период, когда ситуация под контролем самого аутичного человека. Также необходимо понимать, что оценку развития лучше всего проводить после того, как будет установлено доверие и настойчивость в решении сложных задач.

Сегодняшний ПАП информирован о травме. Следует предположить, что любой человек, находящийся под наблюдением аналитика поведения в связи с проблемным поведением, пережил множество неблагоприятных событий, причем многие из них превышают критерии для признания факта пережитой травмы. Обучаясь через слушание; обогащая терапевтические контексты; создавая и поддерживая доверие; следуя своему лидерству; полагаясь на персонализированную обстановку, в которой человек счастлив, расслаблен и вовлечен; слушая коммуникативные заявки; не работая с людьми через несоблюдение или эмоциональное принуждение; позволяя людям уходить; принимая решения, основанные на результатах работы; и обучая на основе радости; сегодня ПАП является травмо-информированным.

Последние размышления


 Давайте учиться у других, особенно у экспертов в области политики общественного здравоохранения, прав человека и уголовного правосудия, пока мы идем своим путем. Но давайте не будем больше ждать, чтобы встать на правильную сторону истории.
Наша задача - не доминировать, а деэскалировать, а лучше вообще предотвратить эскалацию. Наша задача - не принуждать (спасибо Мюррею Сидману!), а слушать, учиться, направлять и тренировать. Мы не должны перенаправлять, сдерживать или просто управлять и изменять. Наше дело - понимать, делиться и формировать. Мы ставим во главу угла безопасность, взаимопонимание и телезримость того, что мы делаем. Мы доказали, что значимые результаты могут быть достигнуты, когда мы ставим эти вещи во главу угла

Для тех, кто не знает, что такое ПАП, или кто прямо презирает ПАП: я слышу вас и понимаю, откуда берется путаница или ненависть. Я признаю, что наша область была связана с ошибками на своем пути помощи аутичным людям и представителям недостаточно обслуживаемых групп населения (например, лиц с ограниченными умственными возможностями). Наши коллективные попытки помочь сейчас лучше, чем были, и как исследования, так и практика показывают мне, что аналитики поведения продолжают совершенствоваться. Я также признаю, что улучшение не является неизбежным только потому, что мы принимаем ту или иную форму научного метода. Движения, основанные на ценностях, были вытеснены из ПАП во имя науки столько же времени, сколько существует ПАП. Это печальная и неприятная правда, но в наших силах решить эту проблему, если мы прислушаемся к голосам несогласных, которыми слишком долго пренебрегали.

ПАП может нанести травму, и у нее есть потенциал для облегчения травмы. Я не хочу ждать, пока будет зафиксирован какой-то ужасный инцидент, чтобы произошли фундаментальные изменения. Я уже много лет пытаюсь исправить свои ошибки и улучшить то, как я применяю ПАП, с помощью исследований, подлинной практики, консультаций и особенно прислушиваясь к другим голосам вне моего хора. Я не буду оправдываться за свое поведение или поведение других BCBA (Сертифицированный комиссией специалист, который обладает магистерской степенью и практикует прикладной анализ поведения). Я просто извинюсь. Я прошу прощения за то, что не сделал больше, не сказал больше, не надавил больше или не нарушил больше. Считайте это шагом в направлении самосознания, совершенствования, прозрачности, подотчетности и очевидной приверженности защите прав тех, кому мы служим. Я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне в этом стремительном движении к более совершенному ПАП, чтобы помочь семьям людей с аутизмом, на жизнь которых негативно влияет проблемное поведение.





0 комментариев
bottom of page